Некоторые пути минимизации банковских рисков

Страница 1

По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип по­лучения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимиза­ции всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он ри­скует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен:

* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к дивер­сификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению;

* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм боль­шему количеству клиентов;

* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.

Банку необходимо подбирать портфель своих клиентов таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение между активными и пассив­ными операциями, сохранять уровень своей ликвидности и рента­бельности на необходимом для бесперебойной деятельности уровне.

Для этой цели необходимо проводить регулярный анализ уровня всех видов рисков, определять их оптимальное значе­ние для каждого конкретного момента и использовать весь набор способов управления ими [4, c.180].

Основным методом снижения риска кредитования, к примеру, является ана­лиз кредито- и платежеспособности заемщиков. Анализ кредитоспо­собности заемщика начинается с изучения следующих сторон его де­ятельности :

1. Анализ фактора С1. В социальной концепции маркетинга этим фактором обозначают возможность предприятия-производителя своими товарами удовлетворять интересы потребителей. Иньтми словами, производители существуют тогда и только тогда, когда их товар необходим потребителям. С помощью различных мето­дов факторного (в том числе регрессионного) анализа определя­ют :

· соответствие между спросом и предложением ;

· умение производителя заинтересовать определенные социальные группы потенциальных и/или реальных потребителей ;

· оптимальный выбор рыночного сегмента (окно, нишу) и пр.

2. Анализ фактора С2. что выражает удовлетворение интересов са­мого производителя, т.е. его способность получать прибыль и распоряжаться ею. Этот анализ производится по следующим на­правлениям :

· уровень издержек производителя ;

· « солидность » производителя, т.е. своевременность расчетов по ранее полученным кредитам, его капитальная база как заемщика ;

· его репутация (рейтинг), его желание и решимость удовлетворить свои обязательства ;

· возможность осуществления залогового права со стороны обслу­живающих его банков и банковских учреждений.

Банку всегда необходимо контролировать качество залога, уро­вень его ликвидности, соотношение его рыночной стоимости с раз­мером кредита.

3. Экономико-статистический анализ уровня кредитоспособности и платежеспособности клиентов по выбранной методике [4, c.183].

И, наконец, можно отметить еще несколько способов управления уровнем риска деятельности банков и банковских учреждений. К ним можно отнести:

· предварительную оценку возможных потерь с помощью прогноз­ных методов анализа имеющейся статической и динамической достоверной информации о деятельности самих банков, их кли­ентов/ контрагентов, их поставщиков и посредников, конкурен­тов различных групп контактных аудиторий. Для этой цели ком­мерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе маркетинга. Раз в год (полугодие, квартал) при установлении отношений между банком и новым заемщиком и/или при активной динамике макроэкономики необходимо проводить развернутый ана­лиз кредитоспособности.

Гораздо чаще необходимо осуществлять так называемый экс­пресс-анализ, с помощью которого банку становится известно теку­щее финансовое состояние клиента [4, c.184].

Для проведения анализа кредито- и платежеспособности заемщи­ка банку необходима следующая информация:

а) годовая, квартальная, месячная финансовая отчетность;

Страницы: 1 2 3

Поиск