Малый бизнес как особый тип предпринимательской деятельности и его особенности как субъекта кредитования

Страница 3

Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практически всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности политического и социального климата.

Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций – на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Это обстоятельство – один из важнейших факторов достижения рационализации экономики в целом.

Предприятия малого бизнеса обладают специфическими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на конкретном локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, непосредственная связь с потребителем, потребность в относительно небольшом стартовом капитале – наиболее важные достоинства малого предпринимательства, повышающие устойчивость и живучесть предприятий. Но при определенных условиях эти характеристики приобретают негативную значимость, тормозят развитие конкретного предприятия. Гибкость и мобильность предприятия позволяют быстро приспособиться к изменениям внешней среды, однако оно оказывается особенно сильно уязвимым для колебаний конъюнктуры рынка, изменений локальных условий функционирования, динамики общих условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможности для привлечения дополнительных ресурсов в необходимых случаях. Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием, а совмещение функций собственника и менеджера, характерное для малого предпринимательства, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления снижают управленческие издержки.

Малые предприятия успешно функционируют в небольших рыночных сегментах. Если крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах производства, то малые придают гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств и активная инновационная деятельность способствуют ускоренному развитию отдельных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Совокупность всех этих факторов при массовом развитии сектора малого предпринимательства служит источником высоких темпов социально-экономического развития, позволяет за короткий период накопить средства для устойчивого развития основных отраслей экономики, что подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие основные преимущества развития малого бизнеса:

1. увеличение числа собственников, как следствие – формирование и развитие среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

2. рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

3. селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

4. создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

5. трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев, инвалидов, молодежи, женщин);

6. подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

7. разработка и внедрение технологических, технических и организационных инноваций;

8. косвенное стимулирование роста эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые эти фирмы считают недостаточно емкими;

9. ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

10. мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

11. снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений;

12. улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, значимость развития малого бизнеса для нашей страны велика, так как именно малый бизнес в России способен коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Страницы: 1 2 3 

Поиск