Совершенствование системы инвестирования накопительной части трудовой пенсии

Страница 1

В России работа, связанная с глубокой пенсионной реформой, началась в 1995 году. В 1997 году основные контуры пенсионной реформы были выработаны и одобрены правительством. Однако, из-за политических причин к практическому проведению реформ удалось приступить только в 2001-2002 годах.

Реформа вступила в активную фазу еще в 2002 году, когда была осуществлена персонификация накоплений каждого работающего, когда у граждан появилась возможность участвовать в управлении накопительной частью трудовой пенсии, когда начал формироваться мощный инвестиционный ресурс. Особое значение имеет четкое определение роли и меры ответственности населения и государства за обеспечение материального благополучия соответствующих категорий пенсионеров.

В 2009 году застрахованные лица смогли впервые воспользоваться своим законным правом выбора между Пенсионным фондом России и негосударственным пенсионным фондом по формированию средств на свою будущую накопительную пенсию.

Для негосударственных пенсионных фондов работа с накопительной частью трудовой пенсии является принципиально новым видом деятельности. До 2004 года фонды занимались только дополнительным пенсионным обеспечением.

Допуск негосударственных пенсионных фондов к работе по сути с государственными деньгами и передача им ответственности за формирование накопительной части будущей пенсии свидетельствует об определенном доверии государства частным пенсионным фондам.

Российский рынок пенсионных накоплений растет высокими темпами. По расчетам экспертов на начало 2005 года сумма пенсионных накоплений оценивается в 163 млрд. рублей, а в конце года составила почти 250 млрд. рублей. Из них подавляющая часть пока размещена в государственной управляющей компании. Из них подавляющая часть пока размещена в государственной управляющей компании. Через непродолжительное время НПФ могут занять достойную нишу на этом рынке, решать важные социальные и экономические задачи.

Формирование накопительной части трудовой пенсии в управляющих компаниях и негосударственных пенсионных фондах заложило предпосылки для добросовестной конкуренции в рыночном секторе пенсионного обеспечения и создает реальные возможности для граждан России увеличивать размер пенсионных выплат.

Вместе с тем население, и представители бизнеса рассчитывали на более весомые результаты от пенсионной реформы. Это произошло из-за недоработок на этапе подготовки правовой базы, упущений в процессе реализации мероприятий по созданию необходимых условий функционирования новой пенсионной системы. Самой существенной недоработкой, является отсутствие качественного информирования населения о проводимой реформе. Не было раньше, нет и сейчас системы или программы информирования. Разрозненные и противоречивые сведения в СМИ о происходящем чаще всего запутывали граждан и затрудняли им принятие осознанных решений. Пенсионный фонд РФ только в конце октября 2004 года начал рассылку серии популярных брошюр – буклетов, посвященных актуальным вопросам пенсионной реформе. Пресловутые «письма счастья», призванные информировать застрахованных лиц о состоянии их счета, до значительной части населения нашей страны просто не доходят. Так, по оценкам специалистов, только 15% населения Западной Сибири знают о состоянии индивидуального лицевого счета в ПФР.

В чем отличие государственной пенсии от трудовой? Как формируются составные части будущей пенсии? Что является источником выплат пенсионных взносов? В чем заключается разница между управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами? Какие существуют возможности увеличения размера трудовой пенсии? Такие и десятки других подобных вопросов возникают у российских граждан в связи с проводимой пенсионной реформой. Особенно беспокоит то, что абсолютное большинство граждан не видят различий между действующими управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами. Государственные органы предлагают лишь список тех, кто может участвовать в обязательном пенсионном страховании. А вот как не ошибиться в этом сложном и новом деле, подсказок со стороны государственных органов нет. Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды агитируют каждый за себя. Другая крупная проблема – отсутствие должной нормативной базы. Любая хозяйственная деятельность нуждается в регламентации, а деятельность, связанная с жизненно важными социальными обязательствами, - тем более. И хотя Государственной Думой и органами исполнительной власти приняты основные законы и другие нормативные акты, регламентирующие деятельность частных структур в области пенсионных накоплений граждан, проблем в этой сфере накопилось очень много.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поиск