Заключение

Страница 2

Сберегательный банк непосредственно затронула реорганизация всей отечественной банковской системы, что предопределило преемственность исполнения Сбербанком государственных обязательств. Такие обязательства предусматриваются ежегодно в федеральном бюджете по выплатам компенсаций вкладов граждан Российской Федерации. Будучи коммерческим банком, Сберегательный банк участвует в социальной политике государства. Тем самым, можно делать вывод о том, что Сбербанк России в своей деятельности обеспечивает единство банковской системы, ее связи с государством, а государство, в свою очередь, взаимодействует со Сбербанком как с коммерческой структурой в публично-правых отношениях. Все это, несомненно, характеризует двойственность правового статуса Сберегательного банка Российской Федерации.

Сберегательный банк Российской Федерации как кредитная организация является юридическим лицом, основной целью которого является извлечение прибыли. Сбербанк России наделен специальной правоспособностью, определенной лицензией на осуществление своей деятельности. Банки являются разновидностью кредитной организации. Сбербанк, как и любой другой банк, – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное отличие между видами кредитной организации заключается в объеме и сочетании осуществляемых ими банковских операций. В своей деятельности Сбербанк России уделяет значение пpaвoвoму oбеспечению кpедитных дoгoвopoв, экoнoмической целесooбpaзнoсти и действенному кoнтpoлю, нaпpaвленному нa вoзвpaт кpедитных сpедств.

Следует иметь в виду, что Сбербанк России имеет сложную организационную структуру, которая должна обеспечивать постоянную стабильную работу в экономической среде. Сбербанк учрежден Центральным банком РФ, который является обладателем контрольного пакета акций банка. Это обеспечивает Сбербанку государственную поддержку и гарантии его деятельности, а также гарантии вкладчиков банка. Через Сбербанк во многом проводятся экономико-правовые преобразования. Одновременно с этим, Сбербанк и его филиалы, будучи составной частью банковской системы, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Все это говорит о двойственной правовой природе Сбербанка, заключающейся в его организационно-правовом положении.

Сбербанк как часть финансово-правовой системы, став акционерным обществом, не потерял своей значимости в осуществлении социальных, управленческих и иных общественно полезных функций. Деятельность Сбербанка России обеспечивается государством в различных формах, что напрямую предусмотрено Уставом и другими локальными актами банка. Способствует этому и то, что государство в лице Центрального банка РФ обладает контрольным пакетом акций. Его уменьшение может происходить только по согласованию с Правительством РФ или, если происходит уменьшение пакета акций менее 50% плюс одна акция, то в соответствии с федеральным законом. Вместе с этим, Сбербанк, являясь акционерным обществом, в отличие от госкорпораций, так как организационно-правовая форма акционерного общества обеспечивает прозрачность управления, подотчетность и ответственность перед акционерами. Однако контроль за решениями внутри Сбербанка остается за государством, эффективность решений целиком зависит от властей, то есть частный инвестор, приобретая акции, фактически не может влиять на что-либо внутри организации.

Страницы: 1 2 3

Поиск