Организационное и нормативное обеспечение банковских операций доверительного управления

Страница 5

Упомянутые указы существенно ограничивают права доверительного управляющего в части использования переданных ему акций. Так, установлено, что в соответствующем договоре должно быть предусмотрено условие, запрещающее доверительному управляющему распоряжаться переданными ему акциями. Тем самым ограничиваются его возможности осуществлять в отношении переданного ему имущества любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя (в данном случае выгодоприобретателем и учредителем доверительного управления выступает одно лицо — государство).

Кроме того, доверительный управляющий должен письменно согласовывать с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти свои действия при голосовании по вопросам, касающимся реорганизации и ликвидации акционерного общества, внесения изменений и дополнений в учредительные документы общества, изменения величины его уставного капитала, совершения крупных сделок, участия в других организациях, эмиссии ценных бумаг, утверждения годовых отчетов.

Тем не менее в указах не прописаны особенности выстраивания отношений между сторонами договора, определения источников выплат компенсаций и вознаграждений доверительному управляющему, а также организации бухгалтерского учета соответствующих операций.

Часть вопросов, связанных с доверительным управлением акциями, отражена в «Порядке компенсации затрат, связанных с доверительным управлением закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности и вознаграждением доверительных управляющих», утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 13.05.1997 г. № 37н. Согласно этому документу вознаграждение доверительному управляющему, предусмотренное в договоре, выплачивается в срок не позднее трех месяцев по окончании его действия. Если правительство примет решение о раскреплении и продаже акций, то вознаграждение выплачивается из средств ГКИ (Министерства госимущества) и Российского фонда федерального имущества (РФФИ), поступающих от продажи этих акций, в размере, установленном в договоре, но не более 4% от стоимости проданных акций. Если указанное решение не принималось, то вознаграждение выплачивают те же органы из средств от приватизации в размере, указанном в договоре, но не свыше 4% от суммарной стоимости управляемых акций.

Особенности доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в них определены в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». Согласно данному Закону деятельностью по управлению ценными бумагами, как и брокерской деятельностью, могут заниматься как физические, так и юридические лица. Сделки с ценными бумагами клиента, совершенные без его указаний, считаются деятельностью по управлению такими бумагами. Предметом доверительного управления могут быть не только ценные бумаги, но и деньги, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате управления ценными бумагами.

В постановлении ФКЦБ №25[11] было установлено, что для получения лицензии на доверительное управление ценными бумагами размер собственного капитала профессионального участника рынка ценных бумаг (РЦБ) должен составлять не менее суммы, эквивалентной 450 тыс. экю (с 01.01.1998 г. — 1 млн. экю). В последующем эта цифра несколько раз уточнялась в сторону увеличения. В последних постановлениях ФКЦБ на этот счет (от 18.07.2001 г. № 15 и от 23.04.2003 г. № 03-22/пс) были установлены следующие нормативные требования к профессиональным участникам РЦБ :

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Поиск