Заключение

Страница 1

Значимость развития малого бизнеса для нашей страны велика, так как именно он способен коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Можно выделить следующие основные преимущества развития малого бизнеса:

1. увеличение числа собственников, как следствие – формирование и развитие среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

2. формирование и развитие конкурентной среды;

3. рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

4. создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

5. разработка и внедрение технологических, технических и организационных инноваций;

6. косвенное стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые они считают недостаточно емкими.

Однако развитие малого бизнеса в России сталкивается с множеством препятствий, к которым можно отнести административные барьеры, чрезмерные налоги, запутанную и неудобную отчетность, непроработанную во многих отношениях законодательную базу.

Среди важнейших проблем – доступ к финансированию. Дефицит финансовых средств является одной из ключевых проблем развития примерно каждого третьего малого предприятия. Спрос на привлеченные ресурсы со стороны предприятий малого бизнеса высок. Однако для финансовых институтов – поставщиков кредитных ресурсов – малые предприятия часто являются неперспективными клиентами.

Коммерческие банки всегда неохотно занимались кредитованием малого бизнеса. Но на данном этапе развития российского банковского сектора, когда привлекательная часть рынка кредитования крупного и среднего бизнеса практически полностью освоена, а конкуренция со стороны иностранных банков возрастает, позиции малого бизнеса существенно укрепляются, особенно в сочетании с наметившейся тенденцией его легализации и повышения устойчивости. Именно динамично развивающиеся малые предприятия являются сейчас основными клиентами небольших коммерческих банков, а также филиалов и отделений крупных банков (например, Сбербанка). Наблюдается положительная динамика по кредитованию субъектов малого предпринимательства. Однако, несмотря на эту тенденцию, в этой сфере по-прежнему существует ряд проблем.

Одной из основных проблем является надежность кредитования. С точки зрения банков надежность – это совокупность ряда факторов, таких как экономическая обоснованность проекта, качественное обеспечение, удовлетворительные показатели финансового состояния предприятия, и далее – объемы финансовых потоков, история взаимоотношений с контрагентами, кредитная история в других банках и пр. Найти хорошего заемщика, удовлетворяющего требованиям, для банков также трудно, как для малых предприятий – банк, который бы выделил кредит. С позиции надежности можно определить ряд проблем, затрудняющих доступ малых предприятий к банковским кредитам. Прежде всего, это отсутствие у малых предприятий ликвидного обеспечения. Другой проблемой является риск невозврата кредитов: малые предприятия зачастую оказываются менее надежными заемщиками, чем крупные.

С точки зрения малых предприятий доступ к кредитам банков затрудняется высокой ценой кредитов, короткими сроками кредитования, сложностью составления требуемой банками документации (бизнес-планов, технико-экономического обоснования возврата кредита), долгим сроком рассмотрения заявки, принципиальным нежеланием банков работать с малыми предприятиями. Особенно если целью кредита выступает не модернизация производства, а погашение задолженности перед поставщиками или банком, по выплате заработной платы. Проблемой при банковском кредитовании малых предприятий является также отсутствие продолжительной кредитной истории.

Помимо банковского кредитования малых предприятий в России в последние годы получают развитие альтернативные источники финансовых ресурсов. Одним из таких источников становится микрокредитование. Услуги микрокредитования ориентированы на потребности малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, постоянно нуждающихся в финансовых ресурсах, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков. Однако рынок микрофинансовых услуг в России только начинает складываться. При значительном числе потенциальных потребителей микрокредитов со стороны предложения он остается крайне узким. В этом секторе также существует ряд проблем, требующих решения, в том числе: небольшая распространенность микрофинансовых организаций, отсутствие информации у малых предприятий о данном типе организаций. Для институтов микрокредитования в России до сих пор не создана нормативная база.

Страницы: 1 2

Поиск