Анализ кредитования малого бизнеса в России

Страница 1

Предприятия малого бизнеса сталкиваются с проблемами формирования финансовых ресурсов как в период становления, так в период развития и роста.

Среди основных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, особенно остро выделяется проблема финансирования. Отметим, что она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании. Так, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе выступают личные сбережения (60%), а также средства друзей и знакомых (35%). Банковские займы доступны лишь 12%. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года. [приложение А]

Важным фактором конкуренции становятся и интересные для самого малого бизнеса кредитные продукты. Параметры кредитования (требования к залогам, сроки, график платежей), которые могут предложить банки, пока остаются не слишком привлекательными, се еще высоки процентные ставки.

К основным тенденциям на рынке кредитования малого бизнеса относятся:

1) постоянно растущий спрос со стороны малого бизнеса на банковские услуги;

2) снижение ставок по рублевым и валютным займам, увеличение сроков кредитования;

3) стандартизация процесса кредитования путем развития скоринговых технологий;

4) смягчение банковских требований к заемщику;

5) активизация деятельности иностранных банков;

6) расширение круга кредитных продуктов.

Кредиты, предоставляемые малому бизнесу, могут быть классифицированы по ряду признаков:

1. По способу предоставления кредиты, выданные малому бизнесу, делятся на:

стандартные;

кредитные линии с лимитом выдачи;

кредитные линии с лимитом задолженности;

овердрафт;

лизинг.

2. По направлениям использования (объектам кредитования) кредиты подразделяются следующим образом:

на пополнение оборотных средств;

на мелкие инвестиции;

на финансирование оборотного капитала и инвестиционные цели;

на оплату расчетных документов с расчетного счета клиента;

на технологическое перевооружение;

на покупку оборудования;

на участие малого бизнеса в национальных проектах.

на приоритетные отраслевые направления, экономически наиболее значимые для региона.

3. По срокам кредитования можно выделить такие виды кредитов, как:

краткосрочные (сроком от одного дня до года);

среднесрочные (сроком от одного года до трех лет);

долгосрочные (сроком свыше трех лет).

В настоящее время число потенциальных заемщиков - субъектов малого предпринимательства оценивается на уровне 2 млн. клиентов, а объем спроса на кредитные ресурсы, по разным оценкам, колеблется в пределах 10 - 30 млрд. долл. Несмотря на то что кредитование малого бизнеса развивается ускоренными темпами (в 2007 - 2008 гг. темпы прироста составляли примерно 50%), банки удовлетворяют не более 20 - 30% потенциального спроса. В кредитных портфелях универсальных российских банков доля заемщиков, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, колеблется в пределах 10 - 25%. Каждый банк стремится стать лидером на рынке кредитования малого бизнеса. Пик процессов широкого географического распространения программ кредитования малого бизнеса среди федеральных банков пришелся на 2006 г., когда десятка лидеров увеличила количество филиалов, где доступны кредиты малому бизнесу, на 551 шт. В 2007 году было открыто еще 252 филиала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поиск