Методы актуарного моделирования развития системы пенсионного страхования
Сверка данных - долговременный процесс. Для его сокращения возможно применение несколько логических проверок: согласование данных с последней оценкой, среднего заработка и средних размеров пенсий с предыдущей оценкой, взносов с заработков, взносов работников и работодателей, а также проверку связи плановых размеров выплат пенсий с отчетными (фактическими). [24]
По мнению А.К. Соловьёва [23], соответствующие данные для актуарного анализа зависят от характера той или иной системы, размера пенсий и др. Он считает [23], что для выполнения актуарной оценки или проведения актуарных исследований необходимо разработать прогноз экономических и демографических факторов, которые влияют на выход денежных потоков из пенсионной системы в будущем. Актуарный базис не должен иметь широких пределов, приводящих к завышенной оценке стоимости, и быть слишком оптимистичным, вызывая недооценку расходов.
Соловьёв А.К. показывает [24], что отправной точкой актуарного базиса является рассмотрение предшествующих данных по каждому предположению. Каждый рассматриваемый фактор или предположение имеет вероятностное распределение. Принятие решения о значении каждого предположения представляет собой, по существу, поиск средней величины распределения возможных последствий.
Он считает [24], что, как правило, актуарные предположения не влияют на стоимость пособий. Изменение предположений влечет за собой изменение требований к взносам. Способы определения стоимости активов варьируются в соответствии с целью актуарного исследования. Текущая стоимость накопленных пенсионных обязательств и будущих взносов определяется с помощью методов дисконтирования денежных потоков. В действующих пенсионных программах актуарные исследования обычно включают оценку [25]:
• покрытие активами обязательств на дату оценки и увеличение (уменьшение) ставки взноса для погашения того или иного дефицита (излишка);
• покрытие будущими взносами обязательств, накапливающихся после даты оценки.
В процессе актуарного моделирования активов и пассивов можно выделить две существенные модели [25]:
1) стохастическую модель инвестирования (ее в настоящее время в ПФР нет);
2) модель прогнозирования денежных потоков. Эти модели используются далее для:
• определения целей;
• установления временного периода для моделирования;
• выбора оптимальной величины;
• проверки стратегии путем составления нескольких моделей;
• определение средств для достижения целей;
• варьирования оптимизируемой величины каждый раз путем повтора процесса моделирования и измерения;
• принятия решения о пригодности рассматриваемых стратегий;
• отбора наиболее реальных вариантов развития;
• более тщательной проверки выбранных вариантов;
• выбора наиболее эффективного варианта.
Результатом актуарного исследования являются три варианта развития пенсионной системы, которые оказываются разумными из приемлемого множества. Эти варианты служат базовыми для оценки рассматриваемой пенсионной системы. [15]
Определив необходимые условия для оценивания перспектив развития пенсионной системы с помощью актуарных методов, остановимся подробнее на современном состоянии этих расчетов в системе обязательного пенсионного страхования России.
Для обоснования вариантов реформирования пенсионной системы ПФР была создана собственная модель оценки финансового состояния Пенсионного фонда. По мнению В.Д. Роика [19], Актуарные расчеты по каждому сценарию реформирования пенсионной системы имеют специфику.
На первом этапе определяются исходные параметры будущего прогноза, а именно: основные макроэкономические и демографические характеристики положения в стране; ограничения и требования к уровню жизни, которые пенсионная система должна обеспечивать своим участникам.
На втором этапе рассчитываются основные показатели расходной части бюджета пенсионной системы, т.е. необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством. При этом расчеты осуществляются отдельно по каждой категории получателей пенсий, а также в разрезе выплат: финансируются ли эти пенсии за счет страховых взносов или за счет средств федерального бюджета. В ходе второго этапа выявляются резервы сокращения расходов ПФР.