Внутрибанковский контроль операций

Страница 1

банковский операция счет кредитный

Эффективная система внутреннего контроля является важным компонентом управления банком и основой для обеспечения без опасности и устойчивости банковских операций. Она призвана обеспечивать реализацию целей и задач банковских учреждений с тем, чтобы банки могли не только достигать долгосрочных целей в области рентабельности, но и поддерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности. Помимо этого, такая система способствовала бы соблюдению законов и регулятивных норм, а также политики банка в разных областях деятельности, принятых планов, внутренних правил и процедур и снижать риск непредвиденных убытков или подрыва репутации банка.

Повышенный интерес к внутреннему контролю объясняется существенными убытками, понесенными некоторыми банковскими учреждениями. Анализ проблем, вызвавших эти убытки, показывает, что их можно было избежать, если бы банки имели эффективную систему внутреннего контроля. Она помогла бы предотвратить или своевременно выявить проблемы, которые привели к убыткам, тем самым уменьшив ущерб, понесенный банковскими организациями.

Поэтому органы банковского надзора требуют от всех банков независимо от их размера наличия эффективной системы внутреннего контроля, которая должна соответствовать характеру и сложности деятельности банка, рискам, принимаемым им в процессе осуществления балансовых и забалансовых операций. Система внутреннего контроля должна также быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления банком своей деятельности. В случаях, когда надзорные органы приходят к выводу, что система внутреннего контроля банка неадекватна или неэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себя данным банком, они обязаны предпринять надлежащие меры.

Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый в банке советом директоров, менеджментом и сотрудниками всех уровней. Внутренний контроль подразумевает не только разовые процедуры или политику, которая осуществляется в определенный отрезок времени, а процесс, постоянно идущий на всех уровнях внутри банка. Совет директоров и менеджмент несут ответственность за создание соответствующей культуры, облегчающей эффективное осуществление внутреннего контроля, и за мониторинг (это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям) его эффективности на постоянной основе. Однако каждый сотрудник кредитной организации должен принимать участие в этом процессе.

Осуществление внутреннего контроля преследует следующие основные цели.

1. Производственная и финансовая эффективность деятельности (производственно-финансовые цели), т. е. насколько эффективно и продуктивно банк управляет своими активами и другими ресурса ми, какова вероятность убытков. Процесс внутреннего контроля направлен на то, чтобы сотрудники организации стремились к эффективному и честному достижению целей, избегая непродуманных или чрезмерных расходов или не ставя другие интересы (например, интересы сотрудника, партнера или клиента) выше интересов банка.

2. Надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации (информационные цели), т. е. подготовка своевременных, достоверных и адекватных отчетов, необходимых для принятия решений в банковском учреждении: Они также касаются необходимости составления достоверных годовых отчетов, прочей финансовой отчетности и других финансовых документов для акционеров, надзорных органов и прочих сторонник организаций. Ин формация, получаемая руководством, советом директоров, акционерами и надзорными органами, должна быть удовлетворительной с точки зрения качества и точности, чтобы получатели информации могли полагаться на нее при принятии решений. Термин «достоверный», применяемый к финансовой отчетности, означает подготовку объективных отчетов, составленных в соответствии с четко определенными и общепринятыми бухгалтерскими принципами.

3. Соблюдение действующих законодательных и нормативных актов (комплаенс – цели), т. е. соблюдение всеми банковскими учреждениями положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка. Данная цель должна быть достигнута для защиты имени и репутации банка.

Страницы: 1 2

Поиск