Применение мировой практики решений проблем банковского сектора в Украине

Страница 1

Многие страны, которые в данный момент считаются хорошо развитыми, когда-то имели проблемы, присущие нашей системе. Им всем приходилось создавать и развивать банковскую систему. При этом она претерпевала изменения, а в связи с этим, конечно, возникали и проблемы.

Сейчас среди 100 наибольших банков мира 25 банков – банки США. Поэтому именно её банковская система могла бы служить хорошим примером для Украины.

Становление банковской системы США произошло ещё в 19 веке, однако на протяжении этого столетия экономика США пострадала от ряда тяжёлых рецессии и случаев «финансовой паники», которые достигли своей кульминации во время краха 1907 года. После этого в США был принят закон «О ФРС», который был призван устранить недостатки банковской сферы. Целью нового закона было создание:

- руководящих денежно-кредитных учреждений, которые могли бы регулировать предложение денег в соответствии с потребностями экономики;

- института, который мог предоставлять банкам дополнительные средства во время финансовых кризисов;

-системы более строгого контроля над деятельностью банков.

Возможно, в Украине следует проводить именно такой, более жёсткий контроль. Однако есть и другой путь улучшения не только банковской системы, но и всей экономики в целом.

Большинство государств имеют центральные банки, в том числе и Украина. Эти банки пытаются контролировать национальные процентные ставки, кредитно-денежную ситуацию в стране и национальное денежное предложение, чтобы стабилизировать свои экономики. В прошлом некоторые центральные банки были не в состоянии контролировать денежное предложение в степени, достаточной для предотвращения инфляции. Это вызвало в ряде стран недоверие к центральным банкам. Кроме того, платежи, проводимые в разных национальных валютах, могут осложнить международную торговлю. Отдельные страны, которые сильно пострадали от инфляции и колебаний валютных курсов в прошлом пожертвовали возможностями контроля за денежным предложением, чтобы справиться с подобными проблемами. Как правило, они делали это, организуя «валютные советы», в полномочия которых входила эмиссия национальной валюты только в таком количестве, которое на 100% было обеспечено основными мировыми валютами, что не приводило бы к высокой инфляции. Для страны, где существовал валютный совет, международная торговля упрощалась, потому что её валюта всегда обменивалась по фиксированному валютному курсу относительно ведущей валюты. В дополнение к этому в странах с «валютным советом» вместо центрального банка уровень инфляции не поднимался бы выше фактического уровня инфляции в стране, к валюте которой была привязана национальная денежная единица. Таким образом, основными выгодами от введения валютных советов были развитие торговли и сдерживание инфляции. В долгосрочном плане страна часто начинала чувствовать себя значительно лучше в условиях работы валютного совета, чем при центральном банке, когда никто не мог предположить, на каком уровне будет ограничена инфляция. Гонконг успешно использовал практику валютного совета, который много лет привязывал гонконгский доллар к доллару США, в течение которых экономика города укреплялась, а доход на душу населения превысил аналогичный показатель в Великобритании. После многолетней хронической и разрушительной инфляции Аргентина наконец-то справилась с ней, введя систему валютного совета и привязав свою валюту к американскому доллару.

Страны же европейского валютного союза создали новую валюту, евро, к которой они привязали все свои национальные денежные единицы. Европейский центральный банк уполномочен поддерживать стоимость евро на постоянном уровне для предотвращения инфляции. Сотрудничающие страны надеются получить выгоды от роста международной торговли и пониженной инфляции.

Таким образом, введение «валютного совета» помогло бы Украине улучшить банковский сектор, но и всю экономику. Вступление Украины в Евросоюз, безусловно, лишит её некоторой самостоятельности, кардинально изменит её банковскую систему, но и внесёт свои положительные изменения.

Для Украины чрезвычайно полезен также опыт Швейцарии. Эта страна всегда занимала особое место в мировой банковской системе и пользовалась репутацией самого надёжного партнёра для тех, кто искал политической стабильности и конфиденциальности банковских услуг. Формула швейцарской банковской системы оказалась невероятно успешной. Депозиты швейцарских банков непропорционально велики по отношению к доходам швейцарской экономики. Банки Швейцарии и некоторых других стран используют идентификацию владельцев некоторых счетов и банковских ячеек не по именам, а по специально присвоенным им номерам. Однако швейцарские законы требуют от банков обязательного выяснения имён владельцев подобных счетов. Для Украины подобная система помогла бы повысить доверие населения к банковской сектору, а также привлекала бы иностранных вкладчиков, т.к. конфиденциальность информации, особенно такого рода, имеет большое значение.

Страницы: 1 2

Поиск