Совершенствование рынка страховых услуг в России

Страница 1

По данным аналитических организаций сложившаяся модель российского страхового рынка не соответствует потребностям российской экономики и только частично выполняет основные функции страхования, такие как:

- возмещение убытков,

- обеспечение непрерывности процесса производства и социально-экономической стабильности.

Целевая модель страхового рынка предполагает, что к 2020 году национальная система страхования должна достигнуть уровня развития, позволяющего ей эффективно выполнять все основные функции страхования. К 2020 году уровень страховой защиты рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитых странах, должен приблизиться к 100%. Совокупный объем рынка к 2020 году должен достигнуть 3 трлн рублей ($122,2 млрд) или 4% от ВВП. Высокая доля тяжелой промышленности в ВВП, значительный износ активов промышленных предприятий, неблагоприятные природные условия и ряд других специфических для России факторов дают основания предполагать, что оптимальное соотношение взносов по видам иным, чем страхование жизни, в ВВП должно превышать среднемировой уровень.

Приоритетными направлениями развития российского страхового рынка должны стать:

- построение эффективной системы медицинского страхования;

- реорганизация системы субсидирования сельскохозяйственного страхования;

- стимулирование страхования имущества в зонах с повышенной вероятностью наступления природных катастроф и страхования объектов социальной сферы;

- совершенствование законодательства о возмещении вреда и развитие вмененного страхования ответственности;

- замена лицензирования ряда видов деятельности вмененным страхованием ответственности;

- развитие экологического страхования и страхования крупных специфических для России ядерных, космических, военных и прочих рисков.

Чтобы принять возрастающий объем рисков, страховые компании должны значительно увеличить размер собственного удержания за счет роста собственных средств. Совокупный уставной капитал российских страховых компаний к 2020 году должен достигнуть как минимум 750 млрд рублей в ценах 2007 года ($30,6 млрд), то есть вырасти в 4,4 раза. Величина совокупных активов отрасли в 2020 году должна составлять не менее 3,3 трлн рублей в ценах 2007 года (или $134,4 млрд).

Развитие собственного перестраховочного рынка должно происходить в основном за счет специализированных перестраховщиков. Российский перестраховочный рынок к 2020 году должен стать перестраховочным центром стран СНГ. Взносы по входящему перестрахованию должны расти опережающими темпами, прогноз на 2020 год – 750 млрд рублей ($30,6 млрд).

Рост количественных показателей рынка должен сопровождаться развитием его инфраструктуры, повышением его надежности и, совершенствованием регулирования и законодательной базы. Активизация борьбы с демпингом должна происходить на фоне нейтрализации институциональных барьеров, препятствующих развитию свободной конкуренции.

Еще одной важной частью совершенствования страхового рынка, является модернизация государственного надзора за страховой деятельностью. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, гласности, организационного единства надзора и обеспечивает проведение единой государственной политики в области страхования. В сферу государственного надзора за страховой деятельностью должны входить разработка планов развития страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой организации, порядок реорганизации и ликвидации страховых организаций, их платежеспособность и финансовая устойчивость. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора.

Страницы: 1 2

Поиск