Заключение

Особенности банковского дела, его места и роли в общественном воспроизводстве, особенности банковского продукта и услуги в товарной форме, делают банковский маркетинг специфичным по сравнению с маркетингом в сфере материального производства.

Специфика банковского маркетинга состоит в том, что банку постоянно надо продавать еще не произведенный, часто не имеющий вещного или образного воплощения, банковский товар. Основные инструменты, которыми оперирует банковский маркетинг: специфическиийпродукт, являющийся решением комплекса проблем клиента банка; внутрифирменная структура банка, как среда для оказания банковской услуги; репутация банка; активная роль клиента в производстве банковского товара.

Отечественный опыт свидетельствует о том, что российские банки подходят к этапу активного изучения и внедрения банковского маркетинга, что без этого они не впишутся в интеграционные процессы, идущие в международном банковском деле, не смогут эффективно конкурировать друг с другом и противостоять зарубежным банкам и кредитным организациям, которые смогут легально придти на российский финансовый рынок.

Итак, мы выявили понятие, сущность банковского маркетинга, назвали его предмет, объект и субъект, ознакомились с комплексом основных приемов, осветили цели, задачи, функции и принципы, определили место маркетинга в деятельности коммерческого банка, указали особенности маркетинга в банковской сфере, обусловленные, прежде всего, спецификой банковской продукции, провели анализ маркетинговой деятельности на примере конкретного банка «Банк ВТБ 24» (ЗАО), а именно привели перечень осуществляемых им банковских операций, рассмотрели виды предлагаемых продуктов и услуг, обозначили способы продвижения банковских продуктов в соответствии с применяемой маркетинговой стратегией данного банка. Так же посчитали должным разъяснить проблемы совершенствования банковского маркетинга, первоначально сославшись на влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему в целом и на банковский маркетинг в отдельности, а затем попробовали озвучить перспективы развития банковского маркетинга в России.

Основные особенности банковского маркетинга в условиях становления развитой банковской системы Российской Федерации обусловлены следующими причинами:

1. Отсутствие достаточно проработанной законодательной базы в банковской сфере.

2. Значительное количество коммерческих банков.

3. Влияние инфляции на отношение потенциальных клиентов к институту коммерческих банков.

4. Степень влияния государства и Центрального Банка Российской Федерации на банковскую систему.

5. Отсутствие маркетинговой культуры у многих руководителей банков.

6. Недостаточная развитость рынка банковских услуг, особенно новых.

7. Отставание в области управления банковским бизнесом как в организационном, так и техническом аспектах.

Сложившиеся условия на рынке банковских услуг являются достаточной и необходимой предпосылкой развития отечественного банковского маркетинга и его (маркетинга) организации как составной части управления банком.

[1] Герасименко В.В. Основы маркетинга. – М.: ТМС, 2000. - с.111.

[2] См. Приложение 1. Маркетинговые основы деятельности коммерческого банка с. 29.

[3] ВТБ 24 (ЗАО) / Информация о банке / Открытая информация / Нормативные документы / Устав Банка ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) от 06.04.2010 г. - http://www.vtb24.ru/f/1/about/info/papers/vtb24_charter_060410.pdf

[4] Хабаров В.И., Попова Н.Ю. Банковский маркетинг. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. – 165 с.

[5] Годовой отчет Банка ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) за 2009 год. http://www.vtb24.ru/f/1/about/info/results/vtb24_annual_report_2009.pdf

[6] См. Приложение 2. Инструменты маркетинга и реализация стратегии маркетинга с. 30.

[7] Ко-бренд проект - совместный проект, осуществляемый эмитентом банковских карточек и (небанковской) организацией. На карточке, выпускаемой в рамках проекта, размещаются логотипы банка-эмитента, платежной системы и организации, участвующей в проекте и предоставляющей держателю карты дополнительный спектр услуг.

[8] См. Приложение 3. Разработка рекламной кампании ВТБ 24 с. 31.

[9] «Банковское обозрение», № 11/17 (130), ноябрь 2009 г. - http://bo.bdc.ru/2009/17/vtb.htm

Поиск