Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ

Страница 4

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

· анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

· проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

· проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

· взыскать штраф;

· назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

· отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Одним из условий обеспечения устойчивости банковской системы является комплексный подход к проблеме контроля и надзора, сочетающий государственный контроль и надзор за банковской системой и банковской деятельностью, а также осуществление контрольно-надзорных полномочий во всех направлениях контроля и надзора в сфере банковской деятельности, включая контроль за созданием кредитных организаций и лицензированием банковской деятельности, банковский надзор, валютный контроль, контроль за соблюдением налогового и антимонопольного законодательства, борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и др.

На основе характеристики отечественной банковской системы и анализа правового статуса основных субъектов банковской деятельности, к которым автор относит Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков, автор заключает, что, с одной стороны, деятельность как Банка России, так и кредитных организаций является предметом контроля и надзора со стороны различных контролирующих и надзорных органов государства, с другой стороны, как Банк России, так и кредитные организации являются субъектами контроля и надзора в отношении своих контрагентов (Банк России — в отношении кредитных организаций, а кредитные организации — в отношении своих клиентов). Среди субъектов банковской деятельности Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом как специальный орган государства, создание которого прямо предусмотрено в ст.75 Конституции РФ. Он наделен специальной компетенцией и публично-правовыми функциями по управления банковской системой страны, а также по осуществлению контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Исследуя гражданско-правовой статус Банка России, можно отметить, что попытки применения к нему каких-либо организационно-правовых форм, предусмотренных в ГК РФ, несостоятельны. Банк России не подпадает под категорию коммерческих и некоммерческих организаций. Он обладает уникальной природой, особым конституционно-правовым статусом, которые не укладываются в рамки ГК РФ.

Кредитные организации представляют собой наиболее многочисленную часть банковской системы. В зависимости от оснований классификации, можно выделить различные их виды. Наиболее характерным признаком их классификации является перечень разрешенных для осуществления банковских операций (вид лицензии), в соответствии с которым различают банки и небанковские кредитные организации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поиск