Организация страхования ответственности
Для того чтобы потерпевшие могли получить возмещение нанесенного им ущерба, страховщик должен получить:
• заключение экспертной комиссии, указывающее причины и возможные последствия страхового случая, вызвавшего нанесение ущерба имущества или вреда здоровью третьих лиц;
• иски пострадавших или их представителей, предъявленные страхователю (застрахованному) в связи с произошедшим страховым случаем;
• решение судебного органа о размерах возмещения или обеспечения в связи со страховым случаем, входящим в объем страхового покрытия страховщика по условиям договора страхования;
• документы, удостоверяющие личность пострадавших третьих лиц.[6]
При этом получателями (выгодоприобретателями) сумм возмещения вреда являются потерпевшие третьи лица, а компенсацию расходов на уменьшение ущерба, устранение последствий страхового случая, проведение независимой экспертизы, а также оплату судебных издержек получает страхователь.
Страховой случай считается наступившим, если предъявленные к страхователю (застрахованному) претензии:
• признаны обоснованными страхователем (застрахованным) в добровольном порядке и страховщик согласен с таким признанием претензий;
• подлежат удовлетворению в соответствии с предписаниями Министерства РФ по антимонопольной политике и ее других органов, осуществляющих защиту прав потребителя, Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, иных министерств и ведомств, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг;
• подлежат удовлетворению в соответствии со вступившим в законную силу решением суда.
При наступлении страхового случая страхователь обязан:
• незамедлительно сообщить об этом в компетентные органы (ГИБДД, аварийно-спасательную службу, Гостехнадзор, органы пожарного надзора и т.п.) и в оговоренные договором сроки и указанным способом — страховщику или его представителю;
• принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по возмещению убытков от страхового случая, если после уведомления страховщика или его представителя о страховом случае от него были получены указания о проведении каких-либо мероприятий выполнить их;
• незамедлительно извещать страховщика о всех требованиях, предъявляемых ему пострадавшими лицами в связи со страховым случаем;
• получить в компетентных органах, а при необходимости у юридических и физических лиц документы, справки, подтверждающие факт, обстоятельства и причину наступления страхового случая, а также содержащие информацию о его последствиях для третьих лиц;
• не принимать без согласования со страховщиком решения о признании причин наступления страхового случая, размеров причиненных убытков и готовности возместить их;
• если страховщик сочтет нужным участвовать в суде, в процессе которого будут определяться степень вины страхователя (застрахованного) и размер возмещения, страхователь должен оказывать ему возможное содействие, в том числе выписать доверенность и предоставить все необходимые документы адвокату, назначенному страховщиком.
После получения информации от страхователя страховщик проверяет, является ли произошедшее событие и его последствия страховым случаем, относится ли оно ко времени ответственности страховщика. Если событие признано страховым случаем, страховщик:
• при необходимости дает страхователю указания о принятии мер, направленных на уменьшение убытков от страхового случая;
• обеспечивает незамедлительное начало работ по составлению страхового акта (аварийного сертификата), определению размеров убытков от страхового случая и суммы страхового возмещения;
• выплачивает страховое возмещение в оговоренные договором сроки, если вопросы обстоятельств страхового случая, его причин и величины убытков не требуют их разрешения в судебном порядке.
Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если произошедшие события не признаются страховыми, а также в случаях:
• грубой неосторожности виновного или потерпевшего;