Кредитный портфель

Страница 3

- схемы обслуживания кредитов;

- формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

б) цели кредитования:

- ожидаемый уровень рентабельности кредитов;

- иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.

Для принятия банком обоснованных решений по указанному кругу вопросов важное значение имеют четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период (т.е. хорошая постановка планирования в целом), адекватный анализ кредитного рынка (т.е. хорошая работа маркетинговой службы), ясность перспектив развития ресурсной базы банка, верная оценка качества кредитного портфеля, учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.

В соответствии с Положением № 254 "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам ." уполномоченный орган (органы) банка принимает внутренние документы банка по вопросам классификации кредитов (ссуд) и формирования соответствующих резервов, которые должны соответствовать требованиям этого Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики и/или методов ее реализации. В указанных внутренних документах банк отражает, в частности:

1) систему оценки кредитных рисков, позволяющую классифицировать кредиты по категориям качества, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества кредитов и формирования резерва, чем это предусмотрело в Положении;

2) порядок оценки кредитов, в том числе критерии их оценки, порядок документального оформления и подтверждения такой оценки;

3) процедуры принятия и исполнения решений о формировании резерва;

4) процедуры принятия и исполнения решений о списании с баланса нереальных для взыскания ссуд;

5) описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников банка, участвующих в проведении указанной оценки;

6) порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;

7) порядок и периодичность определения стоимости залога;

8) порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;

9) порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;

10) порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва.

При этом банк должен публично раскрывать информацию о своей кредитной политике в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Роль кредитной политики следует понимать как совокупность ее функций, т.е. ожиданий, связываемых с ее разработкой и применением. Поэтому можно считать, что функцией кредитной политики банка в общем плане является оптимизация кредитного процесса, имея в виду, что цели и приоритеты развития (совершенствования) кредитования, определенные банком, и составляют его кредитную политику.[2]

Положения кредитной политики должны быть подкреплены практическими мерами, которые в совокупности представляют собой механизмы реализации кредитной политики. Меры, призванные реализовать намеченную кредитную политику в предполагаемых обстоятельствах (необходимые и/или возможные действия, которые предстоит совершать), также должны быть рассмотрены и одобрены руководством банка, а соответствующие решения оформлены в виде внутренних документов.

Особый блок механизмов реализации кредитной политики составляет обязательный для каждого банка комплект инструктивных и методических материалов, регламентирующих все аспекты организации его работы на кредитном рынке.[3]

Все положения кредитной политики направлены на то, чтобы добиться максимально возможного качества кредитной деятельности банка.

О качестве кредитной деятельности банка (качестве организации банком своей кредитной деятельности) можно судить по ряду критериев (признаков), среди которых:

- рентабельность кредитных операций (в динамике);

- наличие ясно сформулированной кредитной политики на каждый конкретный период, адекватной возможностям самого банка и интересам его клиентов, а также четко прописанных механизмов (включая организационное и информационно-аналитическое обеспечение) и процедур реализации такой политики (регламентов проведения всех этапов кредитной операции);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поиск