Управление ипотечным риском утраты ликвидности

Страница 2

4) Установлено максимальное соотношение совокупной суммы обязательств кредитных организаций — эмитентов ипотечных облигаций перед кредиторами, которые в соответствии с федеральными законами имеют приоритетное право на удовлетворение своих требований перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, и собственных средств (капитала) (Н19) — оно не должно превышать 50%. Это означает, что ипотечный банк не должен иметь обязательства перед частными вкладчиками (и прочими приоритетными кредиторами) в объеме более половины своего капитала. Данный механизм защиты интересов держателей ипотечных облигаций, возможно, будет отменен после принятия законов об исключении ипотечного покрытия из общей конкурсной массы при банкротстве банка — эмитента ипотечных облигаций.

Данная инструкция Центробанка, с одной стороны, устанавливает «квалификационные признаки» ипотечного банка и одновременно ограничивает риск утраты ликвидности этих банков. В то же время считаем, что установление минимального значения норматива Н18 в размере 100% вводит слишком жесткие условия для ипотечного банка, о которых сказано выше. По нашему мнению, следует дать более подробную характеристику этому соотношению, например, при его расчете учитывать погашенную в отчетном периоде часть основного долга по ипотечному кредиту, а также учитывать полученные по ипотечным кредитам проценты (адекватно процентам по ипотечным облигациям).

С другой стороны, можно установить минимальное значение норматива Н18 на уровне немного меньше 100% (например, 95%; более точно номинальное значение может быть установлено в процессе развития банковской ипотеки в стране). Это даст ипотечному банку некий «маневренный коридор», в рамках которого он сможет управлять ипотечным портфелем, не прибегая к поиску дополнительных источников средств для фондирования ипотечных кредитов.

Другим аспектом управления риском утраты ликвидности ипотечного банка в частности и ипотечной системы в целом является расширение спектра ипотечных ценных бумаг, что также повышает их надежность и привлекательность для инвесторов. Во всем мире практика структурирования ипотечных ценных бумаг (преимущественного погашения привилегированных «старших» выпусков в ущерб последующим «младшим» выпускам ипотечных облигаций одного пула) позволяет перераспределять риски между различными выпусками таких бумаг, обеспеченных единым ипотечным пулом.

Следует отметить, что при нормальном функционировании ипотечного рынка суммарный денежный поток от ипотечных кредитов превышает суммарный денежный поток по ипотечным облигациям, эмитированным под обеспечение этими кредитами. В этой ситуации наиболее вероятные проблемы с ликвидностью возникают при неправильной организации периодичности платежей внутри этих потоков (неадекватности «импульсов» платежей). Такое положение определяет предпосылку к созданию дополнительного механизма управления риском утраты ликвидности ипотечного банка — «страховочного фонда», средства которого должны формироваться (накапливаться) при избытке денежного потока от ипотечных кредитов и использоваться в момент появления проблем с ликвидностью.

Кроме того, средства такого фонда уместно учитывать при расчете величины ипотечного покрытия для вышеописанного норматива Н 18.

В целом, решение проблемы ликвидности будет полностью зависеть от начала полноценного функционирования закона «Об ипотечных ценных бумагах». В приложении 3 приведены главные недостатки закона «Об ипотечных ценных бумагах», препятствующие активизации и расширению участия банков в ипотечном кредитовании.

Страницы: 1 2 

Поиск