Направления инвестирования накопительной части трудовой пенсии

Пенсионная система государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую конституционную гарантию – материальное обеспечение пенсионеров.

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение до достижения соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России.

Пенсионеры – особая категория граждан, которые утратили трудоспособность, то есть источник своего материального обеспечения, вследствие наступления страховых случаев. В нашей стране численность такой категории граждан значительна и продолжает быстро увеличиваться. В настоящее время количество пенсионеров составляет 38,5 миллионов человек, что превышает 1/4 населения России и почти 2/3 всего занятого в разных сферах экономики населения.

Особую актуальность эффективное решение проблемы материального обеспечения пенсионеров приобретает в период радикальной экономической реформы, начавшейся в конце прошлого столетия. В процессе реформы произошли существенные институциональные изменения, сопровождающиеся резким падением уровня жизни всех пенсионеров и других категорий граждан страны, которые находились «под гарантией государства» и непосредственно зависели от стабильности его экономики.

Существенная особенность отечественной пенсионной системы заключается в значительном влиянии ее на национальную экономику и специфику ее структуры, охватывающей различные категории застрахованных. Основными показателями служат отношение количества наемных работников к числу получателей страховых пенсионных выплат, с одной стороны, и размер страховой ставки обязательных отчислений в бюджет пенсионного страхования, с другой стороны.

Так, соотношение работающего населения и трудовых пенсионеров снизилось сейчас до 1,35, и эта тенденция сохраняется (в обозримой двадцатилетней перспективе соотношение достигнет 1).

Пенсионное обеспечение - одна из наиболее острых социальных проблем.

Возрастная структура населения всегда предъявляет свои требования к социальной политике государства, так как большее число пожилых людей требует значительных затрат на их пенсионное обеспечение. Запас прочности нашей пенсионной системы невелик, и в условиях ухудшения соотношения населения нетрудоспособного и трудоспособного возрастов, а также кризисных явлений в экономике она уже дает сбой и нуждается в реформировании.

Устойчивая функциональная пенсионная система - это залог стабильности в обществе. И наоборот, неудовлетворительно работающая система пенсионного обеспечения порождает большую социальную напряженность.

Проблема пенсионного обеспечения - это сердцевина социальной политики не только потому, что от пенсионного законодательства, от пенсионной системы зависит жизнь более чем 25 процентов населения страны. Но еще и потому, что пенсионная система является ядром всей системы социальной поддержки и социальной защиты населения. По сути дела, в пенсионной системе, как в капле воды, отражаются все проблемы и закономерности нашего государства как социального государства. Если мы говорим, что у нас негодная пенсионная система, страдающая огромным количеством пороков, это означает, что вся социальная политика тоже страдает этими пороками. Сегодня очевидно, что пенсионная система должна состоять из двух основных компонентов: социальное обеспечение граждан и социальное страхование. Причем вторая составляющая должна соответствовать новым складывающимся рыночным социально-трудовым отношениям.

Проблема реформирования системы пенсионного обеспечения касается всех россиян, независимо от возраста и социального статуса, поскольку каждый человек хочет знать, что его ожидает после окончания трудовой жизни и каковы гарантии его благополучного существования в старости.

Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав, – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более удобную для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий – как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

В настоящее время экономика нашей страны находится на подъеме, созданы необходимые условия для успешных инвестиции. В ходе пенсионной реформы в рыночную экономику страны будут вовлечены дополнительные ресурсы в виде нескольких миллиардов долларов пенсионных денег.

В настоящее время современная пенсионная система предоставила российским гражданам возможность влиять на размер своей будущей пенсии, поэтому особое внимание необходимо уделить реализации данных прав.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Проблему рассматривали многие исследователи: экономисты, финансисты, политологи и д.р.

А.К. Соловьев, доктор экономических наук, заведующий кафедрой пенсионного страхования Московского государственного социального университета является автором свыше 800 научных трудов, основное место из которых занимают вопросы, связанные с развитием теоретических основ пенсионного страхования. В.С. Вьюницкий, советник Председателя Правления Пенсионного фонда РФ, Д.С. Коншин, советник Российской Федерации 1 класса дают комментарии и разъяснения по вопросам пенсионных прав и практики их реализации. Неоднозначные мнения дают Президенты многих управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, анализируя первый опыт реализации прав застрахованных лиц.

Объектом квалификационной работы являются пенсионные права застрахованных лиц.

Предметом квалификационного исследования является инвестирование средств пенсионных накоплений для застрахованных лиц.

Целью квалификационного исследования является: изучить основы и особенности практики реализации прав застрахованных лиц по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Гипотеза квалификационного исследования: инвестирование средств пенсионных накоплений будет эффективным средством защиты будущих пенсионеров, если будет более совершенна законодательная база, благоприятное развитие экономики России повлияет на развитие инвестиционных процессов, а также каждый работающий гражданин должен быть ответственен за свою будущую пенсию.

Задачи:

- изучить теоретическую модель реализации прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования на современном этапе.

- охарактеризовать теоретические основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, проанализировать права застрахованных лиц, а также место и роль государства в процессе формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

- проанализировать практику инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в Российской Федерации.

- проанализировать опыт деятельности Отделения Пенсионного фонда России по Забайкальскому краю.

Теоретической и практической новизной исследования является изучение и анализ современной реформы пенсионной системы, анализ законодательной базы в контексте инвестирования средств пенсионных накоплений, а также изучение опыта деятельности Отделения Пенсионного фонда России по Забайкальскому краю по реализации пенсионных прав граждан.

Методы исследования: аналитическое изучение законодательной базы пенсионного страхования, теоретическое моделирование пенсионного права, анализ деятельности Отделения Пенсионного фонда по Забайкальскому краю.

Поиск