Правовой статус Сберегательного банка Российской Федерации

Создание новой государственности в начале 90-х гг. прошлого века кардинально изменило все сферы общественной жизни и привело к закреплению принципиально новых основ построения банковской системы страны. Законодателем была разработана и внедрена двухуровневая банковская система, на верхнем уровне которой находится независимый Центральный банк Российской Федерации (Банк России), обладающий широкими полномочиями по управлению банковской системой. На втором уровне находятся банки и другие кредитные организации. Особое место здесь занимает Сберегательный банк Российской Федерации. В настоящее время по проведению ребрендинга банк стал носить название «Сбербанк России». Сбербанк России имеет двойственный правовой статус. С одной стороны он учрежден государством в лице Банка России, который имеет контрольный пакет акций Сбербанка, что обеспечивает ряд гарантий деятельности Сбербанка со стороны органов государственной власти, включая нормативное закрепление обязанностей по открытию счетов именно в Сбербанке в установленных законом случаях. С другой стороны, Сбербанк России является юридическим лицом, учрежденным в форме акционерного общества, что не позволяет отнести его в систему государственных учреждений. Тем самым, Сбербанк, являясь коммерческой организацией, обеспечен государственными гарантиями и поддержкой деятельности. Этому способствует историческое развитие и преемственность Сбербанка России от Сбербанка СССР, Государственных трудовых сберегательных касс Советского союза, а также сберегательных касс дореволюционного периода. Однако преемственность современного Сбербанка, как и предшествующих аналогичных учреждений, не имела правовой формы, а носило фактический характер. Таким образом, актуальность исследования обоснована, в первую очередь, неоднозначностью правового регулирования статуса и правового регулирования Сбербанка России.

Деятельность Сбербанка России как прогосударственного учреждения в банковской и денежной системе направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 400 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития Сбербанка России, банк расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% [49].

Между тем нельзя забывать о двойственности правовой природы, заключающейся в том, что согласно законодательству он не только является неотъемлемой частью банковской системы России, юридическим лицом, организационно-правовая форма которого сводится к акционерному обществу, но и его коммерческая деятельность как хозяйствующего общества обеспечена государственной поддержкой.

Именно в связи со всеми перечисленными проблемами анализ правового статуса Центрально банка РФ является актуальным для исследования с целью выработки научно обоснованных выводов.

Поиск