Малый бизнес как особый тип предпринимательской деятельности и его особенности как субъекта кредитования
Российское законодательство и государственная статистика с точки зрения размеров выделяют следующие категории субъектов хозяйствования как представлено на Рис. 1:
– Субъекты малого предпринимательства;
– Крупные и средние предприятия
Все хозяйствующие субъекты России | |||||||||||||||||||
субъекты малого предпринимательства |
средние и крупные предприятия |
прочие хозяйствующие субъекты | |||||||||||||||||
малые предприятия – юридические лица |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
предприниматели без образования юридического лица | |||||||||||||||||
Рис. 1. Типология хозяйствующих субъектов в России
Подход к малому предпринимательству как субъекту хозяйствования основан на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая – производительными силами, то есть совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства. Совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие «мелкое производство». Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются:
1) обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);
2) специализация на каком-либо виде деятельности;
3) реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.
Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:
1) личном труде владельца и членов его семьи;
2) использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).
Малое предприятие является «единицей» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее – особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.
Таким образом, мелкое производство в качестве особого размерного уклада характеризует организационно-техническую сторону производства (плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с понятием «малый бизнес».
Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Предприниматель – это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход.
Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому предпринимательству. Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь – отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики).